Единая полоса препятствий для учащихся 10-11 классов школ
Полоса препятствий относится к числу наиболее эффективных средств комплексного формирования жизненно необходимых прикладных навыков в процессе физической подготовки юношей и девушек. Занятия на полосе препятствий воспитывают смелость, решительность, развивают скоростные и скоростно-силовые качества, силу, ловкость, выносливость, вестибулярную устойчивость, равновесие.
Единая полоса препятствий включает:
- линию начала полосы;
- участок для скоростного бега длиной 20 м;
- ров шириной по верху 2; 2,5 и 3 м, глубиной 1 м;
- лабиринт длиной 6 м, шириной 2 м, высотой 1,1м (количество проходов -10, ширина прохода - 0,5 м);
- забор высотой 2 м, толщиной 0,25 м с наклонной доской длиной 3,2 м, шириной 0,25-0,3 м;
- разрушенный мост высотой 2 м, состоящий из трех отрезков (прямоугольных балок 0,2 0,2); первый длиной 2 м, второй – 3,8 м с изгибом в 135˚ (длина от начала до изгиба – 1м), третий – 3,8 м с изгибом в 135˚ (длина от начала до изгиба – 2,8м); разрывы между отрезками балок – 1 м, в начале второго и третьего отрезков балки и в конце препятствий – вертикальные лестницы с тремя ступенями;
- разрушенную лестницу шириной 2 м (высота ступеней – 0,8; 1,2; 1,5 и 1,8 м, расстояние между ними – 1,2 м, у высокой ступени – наклонная лестница длиной 2,3 м с четырьмя ступенями);
- стенку высотой 1,1 м, шириной 2,6 м, толщиной 0,4 м с двумя проломами (нижний размером 1 0,4 м расположен на уровне земли, верхний размером 0,5 0,6 м, на высоте 0,35 м от земли) и с прилегающей к ней площадкой 1* 2,6м.
- колодец и ход сообщения (глубина колодца – 1,5м, площадь сечения по верху – 1* 1 м; в задней стенке колодца
– щель размером 1* 0,5 м, соединяющая колодец с перекрытым ходом сообщения глубиной 1,5м, длиной 8 м с одним изгибом; расстояние от колодца до траншеи по прямой – 6 м);
- траншею глубиной 1,5м.
На этой полосе длиной 100 м выполняется общее контрольное упражнение (ОКУ).
Условия выполнения общего контрольного упражнения.
Дистанция 400 м. Исходное положение – стоя в траншее:
- метнуть гранату массой не менее 600 г из траншеи на 20 м по стенке (проломам) или по площадке 12,6м перед стенкой (засчитывается прямое попадание); при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели;
- выскочить из траншеи и пробежать 100 м по дорожке по направлению к линии начала полосы;
- обежать флажок и перепрыгнуть ров шириной 2,5 м;
- пробежать по проходам лабиринта;
- перелезть через забор;
- влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста; пробежать по балкам, перепрыгнув через разрыв, и соскочить на землю из положения, стоя с конца последнего отрезка балки;
- преодолеть три ступени разрушенной лестницы с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями, пробежать под четвертой ступенью;
- пролезть в пролом стенки;
- соскочить в траншею, пройти по ходу сообщения;
- выскочить из колодца;
- прыжком преодолеть стенку;
- взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень и сбежать по ступеням разрушенной лестницы;
- влезть по вертикальной лестнице на балку разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгивая через проемы, и сбежать по наклонной доске;
- перепрыгнуть ров шириной 2 м;
- пробежать 20 м и, обежав флажок, бежать в обратной на правлении 100 м по дорожке.
Прежде чем приступить к занятиям по преодолению препятствий, необходимо освоить способы техники преодоления отдельных препятствий, метания гранат и выполнения специальных приемов и действий. Целесообразно вначале освоить технику преодоления препятствий при прохождении полосы в прямом направлении, а затем в обратном.
Применяются следующие способы преодоления препятствий: прыжки, перелезания, подлезания и передвижения.
Ров преодолевается прыжком в широком шаге с приземлением на пятку маховой ноги с последующим перекатом на всю ступню и быстрой постановкой толчковой ноги на 20-30 см впереди маховой (на пятку) с небольшим пружинящим сгибанием обеих ног в коленных и тазобедренных суставах с целью амортизации.
Приземление на носок или на всю ступню маховой ноги, одновременно на обе ноги или прямые ноги без последующей амортизации может привести к травмированию голеностопных суставов.
После прыжков осваиваются препятствия, не требующие специальной подготовки: лабиринт, ступени разрушенной лестницы, стенка с проломами на прямой дистанции, ход сообщения.
Проходы в лабиринтепреодолевают в беге на слегка согнутых ногах, при поворотах помогая рукой (одноименной направлению поворота) хватом за вертикальную стойку. Можно преодолевать проходы лабиринта не грудью вперед, а боком (так называемый маятник).
Для преодоления высоких вертикальных препятствий (забор) применяются перелезания.
Первый способ. Перелезание с опорой на руки. Подбежав к забору, толчком обеих ног подпрыгнуть как можно выше, одновременно с прыжком захватить руками верхний край забора. Энергичным сгибанием рук выйти в упор па согнутых руках и, помогая ногами, разогнуть руки до упора на заборе. Очень важно выполнить все действия, от толчка ногами до разгибания рук, слитно (пауза после прыжка приводит к зависанию на заборе и, как следствие, затрудняет выход в упор). Поднимая опорную ногу, опереться внутренней частью стопы о верхний край забора, не останавливаясь, перенести другую ногу под опорной ногой, спрыгнуть и продолжить движение.
Второй способ. Перелезание с опорой на бедро
Третий способ. Перелезание с опорой на живот.
Рекомендуется для наиболее подготовленных юношей. С разбега толчком одной ногой прыгнуть на забор. Захватить верхний край забора и, опираясь на маховую ногу, усилием рук подтянуть тело к забору и без паузы, разгибая руки, выйти в упор. Далее, наклоняясь вперед, правой (левой) рукой нужно опереться о заднюю поверхность забора (80-100 см ниже верхней кромки). Затем, разгибаясь в тазобедренных суставах, оттолкнуться животом, перенести туловище над забором и приземлиться боком к препятствию на слегка согнутые ноги.
Четвертый способ. Перелезание «зацепом»
Необходимо с разбега в одном шаге от препятствия оттолкнуться одной ногой и, опираясь другой ногой о препятствие, ухватиться за его край; подтянувшись, повиснуть боком к препятствию так, чтобы его верхний край был под мышкой; согнутую в колене ногу (внутреннюю) подать вперед; взмахом другой ногой зацепиться пяткой (голенью) за верх препятствия; подтягиваясь руками и опираясь пяткой (голенью), перевалиться через препятствие, спрыгнуть и продолжить движение.
Техника передвижения по балкам разрушенного моста сама по себе не сложна и осуществляется шагом или бегом
При преодолении разрушенной лестницы в прямом направлении первые три ступени преодолеваются с обязательным касанием обеими ногами земли между ступенями. Первая ступень перепрыгивается (можно с наступанием на нее одной ногой). Вторая преодолевается с опорой на руку и ногу, третья – после наскока в упор – так же, как и первая. Под четвертой ступенью надо пробежать.
При преодолении разрушенной лестницы в обратном направлении надо взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень и затем широкими шагами сойти вниз, наступая на каждую ступень одной ногой.
При преодолении стенки с проломами через нижний пролом следует проползать, а через верхний – пролезать. Для этого следует согнуться в тазобедренных суставах и одновременно направить в пролом маховую ногу, руку и голову. В обратном направлении стенку преодолевают прыжком с опорой на руку и ногу.
При этом необходимо с разбега оттолкнуться перед препятствием толчковой ногой, подав туловище вперед, наскочить на препятствие, опереться на него свободной рукой и отведенной сторону слегка согнутой ногой; не останавливаясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить с нее и продолжить движение.
Техника соскока в траншею заключается в следующем: Следует опереться рукой о край траншеи и, опуская ногу вниз, спрыгнуть на обе ноги с одновременным поворотом боком к траншее.
Передвижение по траншеиосуществляется грудью вперед (обычным шагом и пригнувшись), боком (приставными шагами) и с поворотами.
Выскакивание из траншеивыполняется в основном двумя способами: с опорой на колено и с опорой о бруствер.
При метании гранаты из траншеи
необходимо отставить правую ногу назад, перенести на нее тяжесть тела и, прогибаясь в пояснице, замахнуться, отводя руку с гранатой по дуге вверх-назад; отталкиваясь правой ногой, метнуть гранату в цель захлёстывающим движением руки.
После освоения различных способов преодоления отдельных препятствий, метания гранат переходят к комплексному преодолению препятствий:
1) бег на 100 м, преодоление полосы препятствий в прямом направлении;
2) преодоление полосы в обоих направлениях (на время);
3) преодоление полосы препятствий в обратном направлении, бег на 100 м;
4) преодоление полосы препятствий по условиям ОКУ.
Через 2-3 занятия отдельные препятствия преодолеваются с учётом контрольного времени, а также организуются соревнования в парах с учётом контрольного времени.